Согласование перепланировок жилых и нежилых помещений
Справочная

Порядок согласования перепланировки
Пользователь жилого помещения
Обязанности нанимателя
Переустройство жилого помещения
Перепланировка жилого помещения
Экспликация площади квартиры
Виды переустройства и перепланировки
Работы по перепланировке
Работы по переустройству
Переустройство помещений
Что включает перепланировка
Основание проведения переустройства
Подготовка Проекта
Проектная документация
Согласие всех сособственников
Долевая собственность
Перевод жилого помещения в нежилое
Реконструкция
Отказ в согласовании переустройства
Что не допускается
Завершение переустройства
Обязанности исполнителя работ
Акт приемочной комиссии
Утверждение главой Администрации
Последствия самовольного переустройства
Условия перевода жилого помещения в нежилое помещение
Требования к помещениям
Экологические нормы
Износ зданий
Непригодными для проживания
Порядок признания помещения жилым
Документы для признания
Порядок перевода жилого помещения
Решение о переводе
Производство строительно-монтажных работ
Требования после перевода
Основания отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение
Анализ судебной практики
 

Перевод жилья в нежилой фонд

Новые услуги

Согласование перепланировок жилых и нежилых помещений

Акт приемочной комиссии

Акт приемочной комиссии
Согласно ст. 28 Жилищного кодекса РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Порядок образования данной комиссии и требования к ее составу определяются также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.
Так, например, согласно Регламенту в Москве в состав данной комиссии входят Заявитель и представители:
- Мосжилинспекции (председатель приемочной комиссии);
- территориального органа исполнительной власти (управы района);
- управляющего жилым домом;
- разработчика проекта (авторского надзора);
- исполнителя (производителя работ).
Персональный состав комиссии предварительно согласовывается с территориальным органом исполнительной власти города Москвы и утверждается в порядке, устанавливаемом Мосжилинспекцией.
При невозможности личного участия Заявителя в работе комиссии другое лицо, представляющее его интересы, должно иметь нотариально заверенную доверенность.
Акт приемочной комиссии удостоверяет выполнение переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилом доме в соответствии с разрешительной и проектной документацией.
Утвержденный Мосжилинспекцией акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в жилом доме выдается Заявителю, а также направляется в соответствующее территориальное подразделение ГУП МосгорБТИ.
Отказ в утверждении произведенной перепланировки (переустройства) помещения может быть обжалован заявителем в установленном законом порядке.
Так, ЗАО «ЦМД» обратилось с заявлением об оспаривании действий окружной межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда префектуры СВАО «г. Москвы (далее ОМВК) по снятию с рассмотрения заявления ООО «УКМД» по вопросу переустройства нежилого помещения, предоставленных документов и согласований и обязании этой комиссии рассмотреть обращение заявителя по указанному вопросу в месячный срок с даты представления документов (в соответствии с уточненными требованиями). В обоснование своих требований заявитель указывает, что названные помещения находятся в его собственности, письмами от 19.08.2004 № 124 и № 430 ЗАО «ЦМД» и ООО «УКМД» (доверительный управляющий) обратились в ОМВК для утверждения произведенной перепланировки этих помещений, однако ОМВК сняла с рассмотрения этот вопрос, что было зафиксировано в протоколе заседания от Об. 12.2004 № 9, обязав представить справку ТБТИ СВАО о причинах увеличения размера площади здания.
Названные действия ОМВК заявитель считает незаконными, поскольку из представленных для рассмотрения вопроса документов явствует, что увеличение площади здания произошло в результате согласованной в установленном порядке перепланировки, и у ОМВК отсутствовали препятствия для рассмотрения вопроса по существу. Кроме того, заявитель пояснил, что отказ в рассмотрении указанного вопроса нарушает его права как собственника спорного здания, связанные с владением, пользованием и распоряжением принадлежащим ему имуществом. Префектура СВАО г. Москвы и ОМВК возражают против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что в соответствии с порядком оформления разрешений на переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах в г. Москве, утвержденным распоряжением мэра Москвы от 31.07.96 № 166/1РМ, ОМВК вправе была затребовать помимо представленных и иные документы, необходимые для принятия решения, что не может расцениваться как нарушение законных прав и интересов заявителя.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 01.06.2004 № 361ПП «О мерах по реализации принципа «одного окна» в работе органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций» префектура административного округа в двухмесячный срок должна выдать заявителю распоряжение префекта с выпиской из протокола ОМВК по вопросу перепланировки помещений в нежилых строениях (пункт 42 Единого реестра документов, выдаваемых органами исполнительной власти, государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями города Москвы и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, приложение 1 к постановлению).
Пунктом 7 регламента работы с заявителями и взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, городских организаций и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в режиме «одного окна» (приложение 2 к указанному постановлению) установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа от выдачи требуемых документов в режиме «одного окна»:
обращение заявителей о выдаче документов, не выдаваемых данным держателем «одного окна»;
- обращение заявителей о выдаче в режиме «одного окна» документов, которые не выдаются данным органом исполнительной власти или городской организацией в режиме «одного окна»;
- отсутствие необходимого для выдачи требуемого документа (согласно базе документов) комплекта входящих документов;
- требование заявителя выдать документ в срок меньший, чем предусмотрено для выдачи данного вида документов;
- представление поддельных документов, документов, утративших силу, недействительных документов;
- отказ заявителя оплатить услуги организаций, учреждений, предприятий, если они входят в перечень платных услуг и необходимы для выдачи требуемого документа;
- представление заявителем документов, не прошедших экспертизу в установленном порядке (для документов, требующих подобной экспертизы в соответствии с законами Российской Федерации и города Москвы);
- отзыв заявителем своего заявления (запроса) о выдаче документа;
- обращение заявителя без предъявления соответствующей доверенности за документом для другого лица (содержащим сведения о другом лице);
- иные основания для отказа в выдаче требуемых документов, предусмотренные законами и иными правовыми актами РФ и города Москвы.
Кроме того, этим же пунктом установлено, что любые другие причины отказа от выдачи требуемых документов являются неправомерными и не освобождают держателя «одного окна» от обязанности выдавать заявителю документ в установленные сроки; отказ в выдаче документов должен быть мотивированным, оформленным в письменном виде и содержать рекомендации о том, что нужно сделать, чтобы получить требуемый документ (согласование, разрешение и др.); любой от каз может быть обжалован у руководителя службы «одного окна», у руководителя держателя «одного окна» либо в суде.
ЗАО «ЦМД» является собственником названного здания площадью 17872,3 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. ООО «УКМД» является доверительным управляющим указанного имущества в соответствии с договором доверительного управления недвижимым имуществом между ЗАО «ЦМД» и ООО «УКМД».
Письмами от 19.08.2004 № 124 и № 430 ЗАО «ЦМД» и ООО «УКМД» обратились в ОМВК через службу «одного окна» префектуры СВАО г.Москвы с просьбой рассмотреть на заседании комиссии вопрос о перепланировке (по факту) названного здания К заявлению заявителем были приложены все документы, которые он обязан был представить для рассмотрения вопроса, что подтверждается заполненным бланком заявления типовой формы, в котором отсутствуют отметки о том, что не были представлены какиелибо документы из обозначенных в перечне.
Представленной при подаче заявления выпиской из технического паспорта на здание Северо-Восточного ТБТИ подтверждается, что по состоянию на 08.12.2003 общая площадь здания составляет 18017,7кв.м. Из письма СевероВосточного ТБТИ от 20.08.2004 № 3405 следует, что изменение площади здания с 17872,3 кв. м (по состоянию на 31.01.2000) до 18017,7 кв.м (по состоянию на 08.12.2003) произошло в результате учета изменений при проведении текущей инвентаризации, при этом разрешение на произведенную перепланировку в ТБТИ не предъявлено. Кроме того, в числе представленных заявителем документов имелось заключение для представления на межведомственную комиссию Главного архитектурнопланировочного управления СВАО г.Москвы от 06.04.2004 № 171/034, из которого следует, что этот орган согласовал материал по объекту для представления на ОМВК, указав конкретные виды работ, в том числе устройство дополнительных антресолей 1го и 2го этажей и дополнительных лестниц в помещениях.
С учетом изложенного суд полагает, что у ОМВК имелась возможность оценить представленные документы на предмет их соответствия установленным нормам и правилам и решить вопрос по существу, однако ОМВК решила: «Снять с рассмотрения. Представить справку ТБТИ СВАО, в результате чего изменилась площадь на большую» (выписка из протокола от 06.10.2004 № 9), а представленные заявителем документы были ему возвращены. Суд считает, что это решение ОМВК является необоснованным, так как оно никак не мотивировано и из него не ясно, кем должна быть представлена эта справка и с какой целью, что противоречит требованиям постановления Правительства Москвы от 01.06.2004 № 361ПП «О мерах по реализации принципа «одного окна» в работе органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций».
Принимая во внимание, что в соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), а таких доказательств суду не представлено, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании постановления Правительства Москвы от 01.06.2004 № 361ПП «О мерах по реализации принципа «одного окна» в работе органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций» и руководствуясь ст.ст. 110,
167170, 180, 181, 200, 201 АПК РФ суд решил признать незаконными действия окружной межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда префектуры СВАО г.Москвы по снятию с рассмотрения заявления ООО «УКМД» по вопросу переустройства нежилого помещения и обязать окружную межведомственную комиссию по использованию жилищного фонда префектуры СВАО г.Москвы рассмотреть заявление ЗАО «ЦМД» (ООО «УКМД») по вопросу переустройства нежилого помещения в месячный срок с даты представления заявления*.
В г. Калининграде устанавливается следующий порядок завершения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения . В состав приемочной комиссии входят:
заявитель;
автор проекта переустройства и (или) перепланировки;
полномочный представитель жилищной организации, в управлении которой находится жилой дом, в состав которого входит переустроенное и (или) перепланированное жилое помещение (далее ЖО);
полномочный представитель Администрации;
- полномочный представитель Комитета ЖКХ, только в случае переустройства и (или) перепланировки помещения в общежитии, и в случае, когда решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки было оформлено постановлением мэра города Калининграда;
- полномочные представители государственных надзорных органов (Роспотребнадзора, Госпожнадзора), в случае, если их участие в приемочной комиссии предусмотрено условиями соответствующего согласования проекта переустройства и(или)перепланировки;
председатель комиссии первый заместитель главы Администрации по жилищнокоммунальным вопросам.
Заявитель организует работу приемочной комиссии на основании соответствующего решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Он обязан предоставить приемочной комиссии вместе с проектом переустройства и (или) перепланировки следующие документы и материалы:
- результаты технической инвентаризации помещения после переустройства и (или) перепланировки, оформленные в установленном порядке органами технической инвентаризации;
- акты на скрытые работы, в случае, если такие работы предусматривались проектом переустройства и (или) перепланировки, при отсутствии актов на скрытые работы допускается предоставление соответствующего технического заключения, изготовленного организацией или специалистом, имеющим право на проведение технического обследования строений;
- заключения специализированных служб о качестве выполненных работ по монтажу инженерного оборудования (электросети, газовое оборудование, дымоходы и вентканалы и т.п.), в случае, если такие работы предусматривались проектом переустройства и (или) перепланировки.
Заявитель, после подписания членами комиссии акта приемочной комиссии, представляет акт приемочной комиссии на утверждение в Администрацию. В Администрацию представляется:
• соответствующее заявление;
• технический паспорт переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения;
• акт приемочной комиссии в 5ти идентичных экземплярах;
• документы, подтверждающие полномочия, членов приемочной комиссии, подписавших акт, в случае, если их подписи не скреплены соответствующими печатями
 

Перепланировка

Что такое перепланировка, переоборудование, перестройка.
Перепланировка и переустройство
Зачем нужен согласователь
Какую квартиру можно переделывать
Заблуждения на тему перепланировки
Золотые правила перепланировки
Регламент перепланировочных мероприятий
Перечень согласовательных инстанций
с чего начать ремонт
Технический паспорт на жилое помещение
Проектная документация
Дополнительные документы
Срок действия согласованной проектной документации
Коррекция проектной документации в ходе ремонта
Сдача объекта В эксплуатацию
Акт приемки
Комиссия при приемке работ
Внесение изменений по факту выполненных работ
Нестандартные ситуации
Как узаконить уже сделанную перепланировку
Неузаконенная перепланировка
Последствия неузаконенной перепланировки
Руководящие документы и уполномоченные органы
Руководящие документы
Правила определения площади

 

 

Согласование перепланировок жилых и нежилых помещений, перевод жилья в нежилой фонд